АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ
для горожан любого возраста и профессий
В 2021 году арт-резиденция ХАОСа превращается в насыщенную образовательную и творческую программу, которая будет строиться вокруг главной фестивальной идеи – фигуры современного человека и его взаимодействия с четырьмя сферами – экологией, телом, этикой и информацией. Под руководством кураторов и вместе с актерами театра «Старый дом» резиденты смогут не только теоретически и практически погрузиться в главные темы (лекции, тренинги, дискуссии), но и принять самое непосредственное участие в создании творческих акций, стать авторами или перформерами фестивальных превью-показов и большого итогового финального проекта арт-резиденции, который будет показан в рамках ХАОСа в октябре. Базовая площадка проекта – театр «Старый дом».

Арт-резиденция – это возможность для каждого получить новый интеллектуальный и творческий профессиональный опыт, найти единомышленников, сформулировать и воплотить в самых разных формах искусства свое творческое высказывание, стать частью фестивального движения и менять вместе с нами пространство города.
Этапы проекта
1
Сбор заявок
28 апреля15 мая
2
Объявление списка резидентов
20 мая
3
Первая встреча
22 мая в 12.00
4
Первая образовательная сессия
3-6 июня
5
Работа в группах и превью-проектах
Июль-сентябрь
6
Вторая образовательная сессия
Начало сентября
17 октября
Показы свободной программы
7
КУРАТОРЫ
Руководитель и куратор арт-резиденции
Андрей Короленко
Хореограф, режиссер, перформер. Участник Performance Artistic Research Lab, HSE Art and Design School / Goldsmiths University. Сотрудничает с международным фестивалем современной хореографии Context. Diana Vishneva, новосибирским Первым театром, театром Глобус. Участник фестивалей Территория, Точка доступа, Beijing Dance Festival. Участник арт-резиденции фестиваля ХАОС 2019 года.

«Арт-резиденция для меня в первую очередь - возможность разным людям встретиться друг с другом. Возможность каждому участнику быть услышанным, поговорить о важном лично для него, найти точки пересечения и, опираясь на них, найти или создать общую художественную форму.
В числе резидентов я жду людей открытых, готовых к исследованию, пробам и ошибкам, готовых делиться собственным опытом и практикой и перенимать их у других. Людей интересующихся, рефлексирующих, внимательных, открытых к личному и коллективному поиску. Результатом нашей совместной работы станет проект, который может остаться разовым, а может быть развит и продлен в любой необходимой для него форме.
Я намеренно не предлагаю тему блока «тело» заранее, чтобы дать возможность участникам резиденции обозначить важность этого направления для каждого лично, но обязательно предложу свой взгляд и практику во время одной из сессий арт-резиденции».

Куратор арт-резиденции
Ольга Тараканова
Кураторка, художница, критик. Курирует лабораторию «Группа продленного дня» в московском Театре Ермоловой. Соавторка спектаклей Locker Room Talk, «Кариес капитализма», «Ужасные дети», «Сотрудник месяца» в театрах и культурных центрах в разных городах России. Соавторка зина «Гендерные исследования в театре. Методические рекомендации». Пишет о театре и танце для «Ножа», The Village, «Театралия». Ведет телеграм-канал «пост/постдрама».

«Мы с Элиной придумали блок не только и даже не столько для тех, кто создает театр или другое искусство. В первую очередь — для женщин с опытом руководства. Если вы руководите или руководили чем-то: независимой театральной компанией, малым бизнесом, постановкой спектакля, отделом в магазине, департаментом культуры, отделом в корпорации, — то мы вас ждем.

Резиденция и блок «Этика» — наш шанс пообщаться с теми, кого, как и нас, интересует вопрос, как быть хорошей начальницей. Театральный опыт, в том числе зрительский опыт, не должен ограничиваться просмотром спектаклей — сила театра еще и в репетициях, тренингах, разговорах, возможности долго быть вместе и узнавать друг друга, проводить время с теми, с кем в обычной жизни не встретишься. У нас нет заранее спланированной программы, но мы умеем много, и не меньше умеют артисты «Старого дома», с которыми мы захотим работать и которые захотят с нами работать, — и мы будем выстраивать программу и показы, исходя из интересов участников».

Куратор арт-резиденции
Элина Куликова
Театральный режиссер, художница и куратор. Бакалавр факультета Свободных искусств и наук СПбГУ, а также Bard College (NY,USA); училась мастерской Бориса Юхананова, резидент Центра им. Мейерхольда. Работает в области экспериментального перформативного искусства: инсталляции, спектакли и перформансы для одного зрителя, сайт-специфик и диджитал перформансы и процессуальные театральные работы. Участница международных фестивалей и лабораторий. Развивает направление сенситивного искусства, где основными инструментами для создания работ становятся запахи, вкусы, температуры и тактильные ощущения.

«Мы с Олей придумали блок не только и даже не столько для тех, кто создает театр или другое искусство. В первую очередь — для женщин с опытом руководства. Если вы руководите или руководили чем-то: независимой театральной компанией, малым бизнесом, постановкой спектакля, отделом в магазине, департаментом культуры, отделом в корпорации, — то мы вас ждем.

Резиденция и блок «Этика» — наш шанс пообщаться с теми, кого, как и нас, интересует вопрос, как быть хорошей начальницей. Театральный опыт, в том числе зрительский опыт, не должен ограничиваться просмотром спектаклей — сила театра еще и в репетициях, тренингах, разговорах, возможности долго быть вместе и узнавать друг друга, проводить время с теми, с кем в обычной жизни не встретишься. У нас нет заранее спланированной программы, но мы умеем много, и не меньше умеют артисты «Старого дома», с которыми мы захотим работать и которые захотят с нами работать, — и мы будем выстраивать программу и показы, исходя из интересов участников».

Куратор арт-резиденции
Антон Ниязов
Руководитель Оркестра Новосибирского государственного университета. Выпускник отделения журналистики НГУ, выпускник Школы культурной журналистики фонда «ПРО АРТЕ». Журналист, специализирующийся на культурной тематике и музыкальной критике. Композитор спецпроекта на Международном фестивале актуального театра «Хаос» 2021. Автор подкаста об академической музыке «По уши в искусстве». Куратор Культурного пространства «Арт Ель».

«Как вы знаете, четвёртая промышленная революция, принесшая big-data, VR и AR, 3D-печать, «интернет вещей» и роботизацию, по мнению теоретика и экономиста Клауса Шваба, «изменяет не только то, "что" и "как" мы делаем, но и то, "кем" мы являемся». Она перестраивает границы коммуникации и по-своему отражается в разных видах искусства.
На направлении, которое идет под названием «Информация» мы можем говорить о новой этике и ее репрезентации в вебе. Так как мои художественные практики строятся вокруг музыки и ее формах, попробуем понять, почему сейчас мы можем говорить о неприменимости частной собственности к так называемой интеллектуальной собственности, особенно через оптику метамодернизма.
Сейчас я ориентируюсь на формат сайт-специфик оперы, но в процессе мы сможем пересмотреть эти границы и может быть существенно выйти за них».
Куратор арт-резиденции
Ольга Обрезанова
Независимый режиссер, сценарист, перформер. в разное время училась на журналиста, режиссера и медика. Автор детских спектаклей по современной прозе в театрах России и Казахстана. Обладатель Национальной премии «Арлекин». Занимается театром вне театра, предметным театром, научпопом, делает лаборатории совместно с lab4dram, работала с инклюзивными коллективами и подростками. Училась у "she she pop". Дружит с книготорговцами.

«Я не эко-активист, но имею эко-привычки. Мне кажется, самое главное, что связывает меня с темой экологии вообще - это неравнодушие к миру. Я жду, что ко мне придут такие же неравнодушные и любопытные люди любых профессий, которые любят и умеют сочинять и решать любые задачи, даже если не всегда знают, как это сделать. Здорово было бы увидеть и тех, кто связан с темой экологии — профессионально или как волонтер. Мне интересно исследовать обширную тему и выбрать неочевидные аспекты, с которыми мы сможем работать именно художественными методами. Экология для меня — это в том числе путь к красоте».