Лично я давно не использую конструкт "независимый театр". Он, образуя противопоставление, отсылает нас к "зависимому театру", тому, который живёт на субсидии. В этих отношениях уже накоплено достаточно коллективного опыта, чтобы характеризовать время с его признаками косности одного театра, и вроде как признака авто-омоложения у другого. Но для меня команды, называющие себя "независимыми", не являются благородными героями этих отношений. "Независимость" это многообещающая характеристика, ассоциирующаяся в быстром восприятии как что-то гораздо более свободное, чем другой край дихотомии; и тут надо либо соответствовать независимости, либо искать другой язык описания, соответствующий реальному положению вещей. Думаю, лучше всего искать язык описания через осознанный поиск языка присутствия и саморазвития у групп художников.
Сам я вышел из противопоставления, чтобы быть свободным и от него. Мой способ движения в промежуточных пространствах помысливания. Это касается как структуры продюсирования, так и выразительных средств театра. Мне кажется, что сегодня может оказаться важным поговорить о цепочке, которая начинается из мотивации художников заниматься творчеством через выбор делать это самостоятельно к методу создания удовлетворяющего производства. Если коротко: из постколониальности надо выйти в деколониальность.