ПРАКТИКИ
АКТУАЛЬНОГО ТЕАТРА
И КУРАТОРСТВО
исследовательская конференция
22 ОКТЯБРЯ
Театр «Старый дом»
2 этаж
11.00 – 15.00
Модераторы:
Оксана Ефременко, Анастасия Москалева,
Олег Циплаков
Продюсирование театральных проектов в региональном контексте
Юлия Чурилова
Куратор, продюсер, директор новосибирского «Первого театра»
Продюсер и в государственной, и в независимой структуре отвечает за все, выстраивая взаимодействие с грантодателем, коммуникации с художниками и, наконец, с аудиторией. Продюсер не может быть отдельным автором, но во многих проектах выступает соавтором или куратором, часто являясь инициатором и идеологом. Аудитории, на мой взгляд, не принципиально в какой институции создан проект, государственной или независимой, и каким способом он спродюсирован. Отсюда вопросы: процесс или результат, и как мы это понимаем? художник или зритель, для кого мы работаем?
Место встречи: эстетика обыденного в современном театре
Александрина Шаклеева
Куратор, исследователь театра и руководитель Молодежного театрального центра «Космос» в Тюмени
В стремительно усложняющемся мире, где нет единых правил и норм, человек постоянно встречается не просто с Другим, а с чужим. Как договариваться друг с другом, как найти ориентиры в постапокалиптическом мире, где подорваны доверие ко всему и всем, а тревожность становится новой нормой существования? Могут ли наши обыденные действия становиться объектом искусства, и как наша повседневная жизнь влияет на глобальные изменения в мире?
Зачем мы это делаем? И как это делать? — два вопроса для жизни и смерти
Артём Томилов
Куратор, концептмейкер, инициатор и Антон Томилин
Лично я давно не использую конструкт "независимый театр". Он, образуя противопоставление, отсылает нас к "зависимому театру", тому, который живёт на субсидии. В этих отношениях уже накоплено достаточно коллективного опыта, чтобы характеризовать время с его признаками косности одного театра, и вроде как признака авто-омоложения у другого. Но для меня команды, называющие себя "независимыми", не являются благородными героями этих отношений. "Независимость" это многообещающая характеристика, ассоциирующаяся в быстром восприятии как что-то гораздо более свободное, чем другой край дихотомии; и тут надо либо соответствовать независимости, либо искать другой язык описания, соответствующий реальному положению вещей. Думаю, лучше всего искать язык описания через осознанный поиск языка присутствия и саморазвития у групп художников.

Сам я вышел из противопоставления, чтобы быть свободным и от него. Мой способ движения в промежуточных пространствах помысливания. Это касается как структуры продюсирования, так и выразительных средств театра. Мне кажется, что сегодня может оказаться важным поговорить о цепочке, которая начинается из мотивации художников заниматься творчеством через выбор делать это самостоятельно к методу создания удовлетворяющего производства. Если коротко: из постколониальности надо выйти в деколониальность.
Конъюнктуры и повестки как материал для спектакля
Кристина Матвиенко
Театровед, кандидат искусствоведения, куратор «Школы современного зрителя и слушателя» в Электротеатре Станиславский
Ангажированность (например, социальной или политической повесткой) в российском театре 2000-х порицалась - подавляющим числом критиков и экспертным сообществом. Корни этого отношения очень интересуют: почему русский театр, которому на роду написано заниматься проблемами "маленького человека", так высокомерно относится к "конъюнктурной повестке"? В 2010-е и 2020-е многое изменилось. И результатом этих сдвигов, в сознании, теории и практике, стал разворот на социальную и политическую повестку, а точнее сказать - признание ее естественной части жизни вообще, а значит - и художественного процесса тоже. Нынешняя экспертиза иногда основана на фиксации принадлежности или игнорирования художником актуальной повестки, а не на собственно языке искусства. Как иметь в виду сразу все, не выстраивая иерархии между социальным и эстетическим, представляется вопросом, который нужно разрешить хотя бы временно.
К вопросам открытости. Опыт кураторства в государственном театре
Антон Алексеев
Театровед, продюсер детских и просветительских программ Красноярской краевой филармонии
В начале доклада, я попытаюсь обобщить личный опыт работы куратором спецпроектов в Красноярском театре юного зрителя. Расскажу о проектах которые удались и не удались, и попробую объяснить почему. Далее будет выход на более глобальный вопросы о необходимости прозрачности в функционировании государственного учреждения культуры, и возможностях коммуникации со зрителями в современном мире.
Кураторство как способ эффективного менеджмента институции [спойлер - утопия]
Мария Бейлина, Антон Флёров
Кураторы проекта «Институт театра»
Фигура куратора – феномен из музейного контекста, но он становится все более важным участником процессов в театре. Институции привлекают куратора для реализации театральных проектов разного масштаба и разной конфигурации, от цикла лекций до фестиваля. В современном театре куратор стал способом обеспечить проектную деятельность адекватным уровнем экспертизы и интеграции в профессиональный контекст (а иногда еще и эффективным способом маркетинга проекта). При этом кураторство и менеджмент остаются в разных полях, куратор – это про смыслы и идеи, он остается еще одним подрядчиком организатора проекта. Опыт реализации наших проектов показывает, что такая модель проблематична, а кураторский принцип программирования в идеале должен включать не только работу над содержанием, но определенный принцип продюсирование проекта. Так кураторство становится условием эффективного менеджмента и развития институций.
Структуры сонастройки — программирование фестиваля «48 Часов Новосибирск»
Пётр Жеребцов
Куратор ЦК19
В своем докладе Петр Жеребцов попытается ответить на вопросы, которые команда фестиваля "48 Часов Новосибирск"» задает себе с самого старта проекта: зачем городу нужны большие художественные проекты? как адаптировать формат событий из одного контекста в другом? какие сценарии устойчивости возможны для развития больших проектов?
Информация дополняется